Территориальное расположение ЦФО в умеренном климатическом поясе приводит к тому, что наши клиенты сталкиваются с потребностью в оборудовании климатического контроля дома как для зимнего, так и для летнего периода года. Зимой данный контроль осуществляется за счет отопительных приборов, вентиляции, осушителей и увлажнителей, создающих комфортные параметры воздуха внутри помещений. Для летнего же периода существуют такие технические решения, как системы кондиционирования воздуха, о наиболее популярных представителях которых расскажем в данной статье.
Принцип работы любой системы кондиционирования основан на работе цикла конденсатор-испаритель, который посредством повышения и понижения давления теплоносителя (хладагента) в контуре регулирует его агрегатное состояние. Переход между агрегатными состояниями хладагента сопровождается отдачей или забором тепла. Повышает давление компрессорно-конденсаторный блок, выступающий в роли наружного блока кондиционирования. В роли блока испарителя выступает внутренний блок кондиционера, в котором установлен калорифер (теплообменник) и вентилятор. Форма внутреннего блока может различаться в соответствии с его техническим применением для конкретного случая.
Внутренние блоки по форме и назначению делятся на:
- Настенные – монтируются на стену. Распространены в системах кондиционирования квартир, коттеджей, небольших офисных и производственных помещений. Служат для однонаправленной циркуляции воздуха в рамках одного помещения. Регулирование направления потока производится при помощи жалюзи, установленных на внутреннем блоке кондиционера.
- Кассетные – монтируются в потолочном пространстве в уровень с подвесным потолком. Часто используются в промышленных помещениях среднего размера, магазинах и крупных офисных помещениях. Служат для циркуляции воздуха во всех четырех направлениях.
- Канальные – монтируются в систему приточной вентиляции. Распространены в крупных промышленных зданиях, офисах или коттеджах с большим количеством помещений. Разводка по помещениям или по зонам, подлежащим климатическому регулированию, обеспечивается за счет оцинкованных воздуховодов. Управление блоком кондиционирования производится автоматикой самого блока или автоматикой приточной установки вентиляции.
- Напольно-потолочные. Используются в случаях аналогичных кассетному блоку, но в помещениях без подвесного потолка.
Разобравшись с классификацией систем кондиционирования по внутренним блокам, перейдем к классификации по принципу взаимодействия внутреннего и наружного блока, а также их преимуществам и недостаткам.
Сплит-системы кондиционирования
Первой системой, о которой следует рассказать – это классическая «сплит» система кондиционирования. Данная система включает в себя один наружный и один внутренний блок, которые работают независимо от других. Сплит-системы подразделяются на инверторные, в которых мощность нагрева и охлаждения регулируется плавно, а также не инверторные, которые работают по принципу «старт-стоп». Инверторные сплит-системы обеспечивают более высокий показатель энергоэффективности, но стоят на 15-25% дороже своих не инверторных аналогов. Основные преимущества данных блоков – их низкая стоимость, простотой монтаж и доступность. Основной недостаток – работа в рамках одного помещения, в котором воздухообмен производится только в активной зоне, находящейся в пределах 3-5 метров перед внутренним блоком.
Большое количество помещений здания приводит к тому, что на каждое помещение с постоянным нахождением людей потребуется установить, как минимум, по одной сплит-системе, что неизбежно приведет к размещению большого количества компрессорно-конденсаторных блоков на наружной стене здания. Сплит системы имеют посредственные показатели максимального перепада высот между внутренним и наружным блоком и максимальной фреонотрассы. Средними показателями данных характеристик является перепад высот 5-7 м и длина трассы 15-25 м.
Мульти сплит-системы кондиционирования
В качестве технического решения проблемы большого количества ККБ предоставлены мульти сплит-системы. Принцип их работы основан на работе одного компрессорно-конденсаторного блока с несколькими внутренними блоками (до 5 штук), соединенными с ним по лучевой схеме прокладки трассы.
Основным преимуществом является уменьшение количества наружных блоков, для которых, часто не предоставлено на наружной стене достаточно места без задействования фасада. Все мульти сплит-системы являются инверторными, что обеспечивает высокую энергоэффективность данных кондиционеров. За счет более мощных компрессоров мульти сплит-системы способны обеспечивать перепад высот между наружными блоками и внутренним блоком до 15-20 м.
Недостатком мульти сплит-систем, как и обычных сплит-систем, является ограниченная длина межблочной трассы, длинная сеть фреонопроводов, повышенная стоимость в сравнении с аналогичной системой на «сплитах» на 15-25% за счет увеличения затрат на материалы фреонотрассы и стоимости самого оборудования.
VRF-система кондиционирования
Наилучшим вариантом для монтажа систем кондиционирования в здании с большим количеством помещений является VRF-система, т.е. система с переменным количеством хладагента. Данная система объединяет преимущества сплит и мульти сплит-систем, совмещая экономное использование ресурсов, свободу размещения внутренних блоков за счет длинной максимальной трассы, а также малое количество наружных блоков.
VRF-система включает в себя от одного до трех наружных блоков и до 30 внутренних блоков, объединенных между собой единой магистралью фреонотрассы. Ответвления от магистрали ко внутренним блокам производятся через BP-модули, либо через рефнеты. Варианты исполнения ответвлений зависят от технических возможностей оборудования. В первом случае регулирование количества хладагента для каждого внутреннего блока производится BP-модулем и обеспечивается возможность использовать стандартные внутренние блоки, а во втором случае регулирование производится при помощи терморегулирующих вентилей, установленных в специальных внутренних блоках VRF системы. Следует отметить, что максимальный перепад высот между наружным и внутренними блоками современных VRF-систем составляет 25-30м, а максимальное удаление внутреннего блока от наружного 150-160 м при общей длине фреонотрасс до 1 км.
Основным недостатком системы является большая стоимость оборудования, превышающая стоимость системы на сплитах в 1,5-2 раза. Однако данная ситуация актуальна для небольших систем, с количеством блоков до 10 единиц. При увеличении количества внутренних блоков до 25-30 штук стоимость VRF-системы приближается к аналогичному комплексу на сплит-системах, хотя стоит учитывать тот факт, что далеко не всегда имеется техническая возможность обойтись одними сплит и мульти-сплит системами.
Каждый случай индивидуальный и мы можем произвести технико-экономическое сравнение и определить для вас наиболее подходящий вариант. Наши специалисты с удовольствием проконсультируют вас и помогут с выбором оптимального варианта.